Логика

Содержание
1. Пояснительная записка.
1.1. Цель и задачи программы
1.2.Отличительные особенности программы
1.3.Принципы построения программы
1.4. Методы и приёмы работы
1.5.Сроки реализации программы
1.6. Виды, формы и методы работы с детьми
1.7.Режим занятий
1.9. Примерная структура занятия
1.10. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
1.11.Формы подведения итогов реализации программы
2. Учебно- тематический план
2.1. Учебный план
2.2.Тематическое планирование (2 года)
2.3. Задачи методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми
в учебной программы (1 год обучения )
2.4.Задачи методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми
в учебной программы (2 год обучения)
3. Содержание программы
3.1.Разделы программы
3.1.1. Занимательная математика
3.1.2. Развивающие игры
3.1.3. Логические задачи, лабиринты, головоломки
3.2. Организация работы по программе
4. Методическое обеспечение программы
4.1. Оборудование и материалы
5. Список использованной литературы

2

1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного
развития физических и умственных функций детского организма, в том числе
и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в
дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития
способностей в старшем возрасте – школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника
считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть
в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами,
знаками, символами.
Математическое развитие детей является длительным и весьма
трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных
приёмов логического познания требует не только высокой активности
умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и
существенных признаках предметов и явлений действительности.
Работа в кружке позволяет приобщать ребенка к игровому
взаимодействию, интеллектуально развивать дошкольника.
Достичь этого можно путем включения задач, связанных с понятиями,
которые выходят за рамки программного материала. Для логических задач
характерно зачастую неожиданное решение.
Формированию
творческой
личности
способствуют
задачи,
предполагающие как различные способы решений, так и дающие
возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в
дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными
способствуют формированию критичности мышления и умению проводить
мини-исследование. Выполнение заданий позволит совершенствовать
дошкольникам свои знания и умения.
Материал кружковых занятий имеет широкий тематический
диапазон, позволяющий дошкольникам расширять свои знания в области
познавательного развития. Удовлетворять естественные потребности ребят в
познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность
помогают игры – исследования. Одним из средств умственного развития
ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей,
разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные
детьми манипуляции с игровым материалом, который способен
удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям
использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество становятся максимально действенными, так как игра обращается
непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным
языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к
приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то
«предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по
спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне
3

оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления
творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка.
Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для
постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие
и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной
проблемы – умственного развития дошкольников.
В разработанных играх и упражнениях у малышей развиваются
элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность
производить действия в уме. С помощью логических операций дети
тренируют внимание, память, восприятие.
1.1.Цель и задачи программы
Цель программы:
Развитие логического мышления, речь и смекалку у детей, умения мыслить
самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения, расширять кругозор математических представлений у детей
дошкольного возраста.
Задачи программы:
Развивающие:
Развитие логического мышления ребёнка.
Развитие познавательных способностей и мыслительных операций у
дошкольников, развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Образовательные:
Активизировать познавательный интерес;
Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация, аналогия).
Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и
планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с
заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)
Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления
задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи, формировать
индивидуальные творческие способности личности.
Воспитательные:
Воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование
умения работы в коллективе. Воспитывать настойчивость, терпение,
способность к саморегуляции.
Воспитывать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих
действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).
1.2.Отличительные особенности данной программы.
Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том
числе электронных дидактических пособий математического содержания,
4

которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание
отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый
интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические
формы мышления.
Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу
воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и
эмоциональную сферу ребёнка.
Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвитии
дошкольников в собственном темпе за счёт выбора заданий,
соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
1.3. Принципы построения программы:
Принцип
систематичности
и
последовательности предполагает
взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как
в результате многократных повторений вырабатываются динамические
стереотипы.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с
использованием активных форм и методов обучения, способствующих
развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые
технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация
исследовательской деятельности и др.).
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в
общении,
Принцип результативности предполагает получение положительного
результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня
физического развития
Принцип индивидуализации - развитие личных качеств, через решение
проблем разноуровнего обучения
Принцип проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в
процессе собственной деятельности
Принцип психологической комфортности - создание спокойной
доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка
Принцип творчества - формирование способности находить нестандартные
решения
Принципы взаимодействия с детьми:
сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности –
преодолимы; постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление
узнать что-то новое и научиться новому; исключение отрицательной оценки
ребенка и результатов его действий; сравнение всех результатов ребенка
только с его собственными, а не с результатами других детей; каждый
ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным
успехом.

5

1.4. Методы и приемы работы:
Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)
Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)
Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия,
презентации)
Практические (упражнения)
Интегрированный метод (проектная деятельность)
Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические
задачи, дидактический материал
1.5. Сроки реализации программы.
Срок реализации программы – 2 года.
1.6. Виды, формы, методы работы.
Занятия включают различные виды детской деятельности:
 познавательную,
 продуктивную,
 двигательную,
 коммуникативную,
 конструктивную.
В процессе занятий используются различные формы:
 Традиционные
 Комбинированные
 Практические
 Игры, конкурсы
Формы работы с детьми.
 Игра
 Ситуативный разговор
 Беседа
 Рассказ
 Чтение
 Интегративная деятельность
 Проблемная ситуация
Методы работы с детьми
Словесный - обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог,
рассказ)
Практический - (упражнения, выполнение работ на заданную тему, по
инструкции)

6

Наглядный - (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков,
плакатов, фотографий, электронных презентаций
Поисковый - (моделирование, опыты, эксперименты)
Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия,
презентации, показ мультимедийных материалов)
Интегрированный метод (проектная деятельность)
Метод игры (дидактические игры, развивающие игры, ребусы, лабиринты,
логические задачи,) на развитие внимания, памяти, блоки Дьенеша, Палочки
Кьюзенера, игры-конкурсы, соревнования
1.7. Режим занятий.
Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с малыми
подгруппами.
Формы проведения занятий: учебное занятие, открытое занятие, беседа, игра,
развлечение.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую
половину дня.
Программа рассчитана на 76 занятия в год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий 25-30 минут.
Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут
варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений
педагога.
Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной
категории детей.
Возраст
Время занятия
5-6
25 минут
6-7
30 минут
Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух модулей.
Содержание модулей составлено с учетом возрастных особенностей и в
соответствии СанПиН 1.2.3685-21.
Первый модуль рассчитан на детей 5-6лет, второй модуль – на детей 6-7 лет.
1.8. Примерная структура занятия.
Занятия носят развивающий характер и, как правило, проходит в игровой
форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми
задачами.
Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой
по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми
для детей.
Примерная структура занятия:
1 часть.

7

Цель: Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и
мышления, развитие связной речи.
2 часть.
Цель: Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный
анализ. Развивать комбинаторные способности с помощью дидактического
материала и развивающих игр. Формировать умение высказывать
предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных
поисковых действий.
Физкультминутка
3 часть.
Цель: Развивать способность рассуждать, скорость мышления, сочетание
зрительного и мыслительного анализа.
4 часть.
Рефлексия
В занятия включены:
Работа с занимательным материалом
Работа с развивающими, дидактическими играми
Физкультминутки.
Работа с электронными дидактическими пособиями.
Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде
деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные
герои, сюжеты.
Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети
выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.
1.9.
Ожидаемые
результаты
и
способы
определения
их
результативности.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:
Выявление дошкольников с математическим, логическим мышлением
Желание заниматься математической деятельностью.
Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать
предметы окружающей действительности.
Умение детей работать в парах, микрогруппах;
Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его
выслушать, помочь при необходимости.
Результативность программы отслеживается в ходе проведения
педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня
развития познавательных следующих процессов:
1. Развитие внимания
2. Развитие памяти.
3. Развитие восприятия.
4. Развитие воображения.
5. Развитие мышления.

8

Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет
оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года.
Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить
уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации
программы.
Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень:
Ребенок владеет основными логическими операциями.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по
существенным признакам.
Способен объединять и распределять предметы по группам.
Свободно оперирует обобщающими понятиями.
Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое,
устанавливая между ними связь.
Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
Может при помощи суждений делать умозаключения.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых
знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах
своей работы.
Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень:
Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение,
обобщение, классификация, систематизация.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда
видит все их существенные признаки.
Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в
самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует
обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает
затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.
Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить
описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать
умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.
Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май).
Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики
(начало года, в форме итоговых игровых занятий (конец года).

9

1.10.Формы подведения итогов реализации программы.
Участие в интеллектуальных конкурсах способствует развитию личности
ребёнка, выявлению его индивидуальных достижений на раннем возрастном
уровне.
Объём кружковых занятий и виды учебной работы.
КВН
Викторины
Интегрированные занятия
2. Тематическое планирование
Раздел

Темы
месяц
1 год обучения
Педагогическая
Выявление исходного уровня развития познавательных
диагностика
процессов у детей корректировка содержания программы.
сентябрь
Занимательная
математика
октябрь-декабрь

Развивающие игры
Январь-март

Логические задачи,
лабиринты,
головоломки.

Апрель-май

1.Загадочная страна – Математика
2.Решение занимательных задач в стихах
3.Игры на эрудицию
4. Путешествие в страну Игралию
5. В царстве смекалки.
6.Весёлый счёт
7.Машина времени
8.Сказочная математика

1.Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера
2. Игры и занятия с цветными палочками.
3. Развитие логического мышления с помощью блоки Дьенеша.
4.Подбери и сравни
5.Логические цепочки блоков Дьенеша.
6.Разложи по цвету
7.Змейка палочки Кюизенера
8.Два обруча блоки Дьенеша.

1.Волшебные ступеньки.
2. «В гости к смешарикам».
3.Путешествие по волшебной стране.
4. Подумай и реши.
5. Математический лабиринт.
6.Математические головоломки.
7. Весёлые фигуры.

10

8.Итоговое занятие: математический КВН.

Раздел
месяц
Педагогическая
диагностика

Темы
2 год обучения
Выявление исходного уровня развития познавательных
процессов у детей корректировка содержания программы.

сентябрь
Занимательная
математика
октябрь-декабрь

Развивающие игры
Январь-март

Логические задачи,
лабиринты,
головоломки.

Апрель-май

1.Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она
родилась, и что явилось причиной ее возникновения?
2. Положительные и отрицательные понятия.
3. Интеллектуальные игры.
4.Решение занимательных задач в загадки
5.Весёлая геометрия
6. Математический КВН
7.Игры с числами. Занимательные задачи
8.Решение проблемных ситуаций по математике

1.Собери фигуру.
2.Развитие логического мышления с помощью блоков Дьенеша.
3.Развитию математических представлений блоки Дьенеша.
4.Составь фигуру
палочек Кюизенера
5.Волшебные дорожки палочек Кюизенера
6.Конструктор
палочки Кьюзенера
7. Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера

1.Образование сложных суждений из простых.
2.Чего на свете не бывает
3.Математическая тропинка
4.Мы всезнайке
5. Космическое путешествие.
6.Загадочный лабиринт
7.В царстве смекалки
8.Итоговое занятие:

11

Турнир «Знатоков и Эрудитов»

2.1. Задачи, методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми.
1 год обучения.
Месяц

Сентябрь

СентябрьОктябрь

Ноябрь

Задачи

Выявление исходного уровня
развития познавательных
процессов у детей; корректировка
содержания программы.
Развитие познавательных
процессов; овладение
мыслительными операциями и
действиями: выявление свойств, их
абстрагирование, сравнение,
классификация, обобщение;
формирование элементарной
алгоритмической культуры
мышления, развитие способности
действовать в уме, осваивать
представления о геометрических
фигурах, пространственную
ориентировку.
Развитие познавательных
процессов; развитие мелкой
моторики; знакомство с цветом;
развитие умения ориентироваться
на плоскости; формирование
умений в измерительной
деятельности.
Развитие познавательных
процессов; развитие анализа и
синтеза, способности к
комбинированию; закрепление
представлений о цвете и форме.
Развитие познавательных
процессов; формирование
представлений о величине, цвете и
числах; формирование
первоначальных навыков счета.
Развитие познавательных
процессов; овладение

Методы и приёмы взаимодействия
педагога с детьми
Индивидуальная работа по
выполнению диагностических
заданий
Практическая деятельность,
конструирование, беседа,
индивидуальная и групповая формы
работы

Практическая деятельность,
конструирование, беседа,

12

Декабрь

мыслительными операциями и
действиями: выявление свойств, их
абстрагирование, сравнение,
классификация, обобщение;
формирование элементарной
алгоритмической культуры
мышления, развитие способности
действовать в уме, осваивать
представления о геометрических
фигурах, пространственную
ориентировку.
Развитие познавательных
процессов; освоение цвета,
пространственного расположения;
формирование первоначальных
навыков счета.
Развитие познавательных
процессов; развитие ориентировки
в пространстве; развитие четкости,
внимательности, аккуратности;
развитие аналитических
способностей.
Развитие познавательных
процессов; формирование
представлений о величине, цвете и
числах; формирование
первоначальных навыков счета.
Развитие познавательных
процессов; овладение
мыслительными операциями и
действиями: выявление свойств, их
абстрагирование, сравнение,
классификация, обобщение;
формирование элементарной
алгоритмической культуры
мышления, развитие способности
действовать в уме, осваивать
представления о геометрических
фигурах, пространственную
ориентировку.
Развитие познавательных
процессов; развитие сенсорных и
познавательных способностей;
развитие конструктивных умений и
навыков; закрепление
представлений о форме, цвете;
формирование умений
ориентировки в пространстве;
формирование первоначальных
представлений о буквах и цифрах;
развитие мелкой моторики.
Развитие познавательных

индивидуальная и групповая формы
работы

Практическая деятельность,
конструирование, беседа,
индивидуальная и групповая формы
работы

13

Январь

Февраль

процессов; развитие анализа и
синтеза, способности к
комбинированию; закрепление
представлений о цвете и форме.
Развитие познавательных
процессов; формирование
представлений о величине, цвете и
числах; формирование
первоначальных навыков счета.
Развитие познавательных
процессов; овладение
мыслительными операциями и
действиями: выявление свойств, их
абстрагирование, сравнение,
классификация, обобщение;
формирование элементарной
алгоритмической культуры
мышления, развитие способности
действовать в уме, осваивать
представления о геометрических
фигурах, пространственную
ориентировку.
Развитие познавательных
процессов; развитие сенсорных и
познавательных способностей;
развитие конструктивных умений и
навыков; закрепление
представлений о форме, цвете;
формирование умений
ориентировки в пространстве;
формирование первоначальных
представлений о буквах и цифрах;
развитие мелкой моторики.
Развитие познавательных
процессов; овладение
мыслительными операциями и
действиями: выявление свойств, их
абстрагирование, сравнение,
классификация, обобщение;
формирование элементарной
алгоритмической культуры
мышления, развитие способности
действовать в уме, осваивать
представления о геометрических
фигурах, пространственную
ориентировку.
Развитие познавательных
процессов; развитие сенсорных и
познавательных способностей;
развитие конструктивных умений и
навыков; закрепление
представлений о форме, цвете;

Практическая деятельность,
конструирование, беседа,
индивидуальная и групповая формы
работы

Практическая деятельность,
конструирование, беседа,
индивидуальная и групповая формы
работы

14

Март

Апрель

формирование умений
ориентировки в пространстве;
формирование первоначальных
представлений о буквах и цифрах;
развитие мелкой моторики.
Развитие познавательных
процессов; развитие ориентировки
в пространстве; развитие четкости,
внимательности, аккуратности;
развитие аналитических
способностей.
Развитие познавательных
процессов; формирование
представлений о величине, цвете и
числах; формирование
первоначальных навыков счета.
Развитие познавательных
процессов; овладение
мыслительными операциями и
действиями: выявление свойств, их
абстрагирование, сравнение,
классификация, обобщение;
формирование элементарной
алгоритмической культуры
мышления, развитие способности
действовать в уме, осваивать
представления о геометрических
фигурах, пространственную
ориентировку.
Развитие познавательных
процессов; освоение цвета,
пространственного расположения;
формирование первоначальных
навыков счета.
Развитие познавательных
процессов; развитие анализа и
синтеза, способности к
комбинированию; закрепление
представлений о цвете и форме.
Развитие познавательных
процессов; формирование
представлений о величине, цвете и
числах; формирование
первоначальных навыков счета.
Развитие познавательных
процессов; овладение
мыслительными операциями и
действиями: выявление свойств, их
абстрагирование, сравнение,
классификация, обобщение;
формирование элементарной

Практическая деятельность,
конструирование, беседа,
индивидуальная и групповая формы
работы

Практическая деятельность,
конструирование, беседа,
индивидуальная и групповая формы
работы

15

Май

алгоритмической культуры
мышления, развитие способности
действовать в уме, осваивать
представления о геометрических
фигурах, пространственную
ориентировку.
Развитие познавательных
процессов; развитие мелкой
моторики; знакомство с цветом;
развитие умения ориентироваться
на плоскости; формирование
умений в измерительной
деятельности.
Развитие познавательных
процессов; развитие ориентировки
в пространстве; развитие четкости,
внимательности, аккуратности;
развитие аналитических
способностей.
Развитие познавательных
процессов; формирование
представлений о величине, цвете и
числах; формирование
первоначальных навыков счета.
Выявление конечного уровня
развития познавательных
процессов у детей; анализ
деятельности за год.

Индивидуальная работа по
выполнению диагностических
заданий

2 год обучения
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Задачи
Выявление исходного уровня
развития познавательных процессов
у детей; корректировка содержания
программы.
Развитие познавательных процессов;
овладение мыслительными
операциями и действиями:
выявление свойств, их
абстрагирование, сравнение,
классификация, обобщение;
формирование элементарной
алгоритмической культуры
мышления, развитие способности
действовать в уме, осваивать
представления о геометрических
фигурах, пространственную

Методы и приёмы взаимодействия
педагога с детьми
Индивидуальная работа по
выполнению диагностических
заданий
Практическая деятельность,
конструирование, беседа,
индивидуальная и групповая формы
работы

16

Ноябрь

ориентировку.
Развитие познавательных процессов;
формирование представлений о
величине, цвете и числах;
формирование навыков счета;
формирование порядка счета;
развитие измерительных навыков.
Развитие познавательных процессов;
развитие анализа и синтеза,
способности к комбинированию;
закрепление представлений о цвете и
форме.
Развитие познавательных процессов;
развитие сенсорных и
познавательных способностей;
развитие конструктивных умений и
навыков; закрепление представлений
о форме, цвете; формирование
умений ориентировки в
пространстве; формирование
представлений о буквах и цифрах;
развитие мелкой моторики.
Развитие познавательных процессов;
развитие сенсорных, познавательных
и творческих способностей;
ознакомление с эталонами формы и
величины; учить соотносить целое и
часть; развитие пространственных
представлений и ориентировки в
пространстве; знакомство со
свойствами – прозрачность и
гибкость.
Развитие познавательных процессов;
развитие сенсорных, познавательных
и творческих способностей;
ознакомление с эталонами формы и
величины; учить соотносить целое и
часть; развитие пространственных
представлений и ориентировки в
пространстве; знакомство со
свойствами – прозрачность и
гибкость.
Развитие познавательных процессов;
развитие анализа и синтеза,
способности к комбинированию;
формирование конструкторских
умений; закрепление представлений
о цвете и форме.
Развитие познавательных процессов;
развитие пространственных
представлений; развитие
конструктивных и комбинаторных

Практическая деятельность,
конструирование, беседа,
индивидуальная и групповая формы
работы

17

Декабрь

Январь

способностей; развитие
сообразительности, смекалки,
находчивости.
Развитие познавательных процессов;
овладение мыслительными
операциями и действиями:
выявление свойств, их
абстрагирование, сравнение,
классификация, обобщение;
формирование элементарной
алгоритмической культуры
мышления, развитие способности
действовать в уме, осваивать
представления о геометрических
фигурах, пространственную
ориентировку.
Развитие познавательных процессов;
формирование представлений о
величине, цвете и числах;
формирование навыков счета;
формирование порядка счета;
развитие измерительных навыков.
Развитие познавательных процессов;
развитие тонкой моторики руки;
развитие пространственного
мышления и творческого
воображения; развитие умений
сравнивать, анализировать,
сопоставлять; освоение эталонов
формы и величины.
Развитие познавательных процессов;
развитие тонкой моторики руки;
развитие пространственного
мышления и творческого
воображения; развитие умений
сравнивать, анализировать,
сопоставлять; освоение эталонов
формы и величины.
Развитие познавательных процессов;
развитие мелкой моторики;
знакомство с цветом; развитие
умения ориентироваться на
плоскости; формирование умений в
измерительной деятельности;
ознакомление с числами и цифрами.
Развитие познавательных процессов;
развитие мелкой моторики;
знакомство с цветом; развитие
умения ориентироваться на
плоскости; формирование умений в
измерительной деятельности;
ознакомление с числами и цифрами.

Практическая деятельность,
конструирование, беседа,
индивидуальная и групповая формы
работы

Практическая деятельность,
конструирование, беседа,
индивидуальная и групповая формы
работы

18

Февраль

Март

Развитие познавательных процессов;
овладение мыслительными
операциями и действиями:
выявление свойств, их
абстрагирование, сравнение,
классификация, обобщение;
формирование элементарной
алгоритмической культуры
мышления, развитие способности
действовать в уме, осваивать
представления о геометрических
фигурах, пространственную
ориентировку.
Развитие познавательных процессов;
формирование представлений о
величине, цвете и числах;
формирование навыков счета;
формирование порядка счета;
развитие измерительных навыков.
Развитие познавательных процессов;
ознакомление с сенсорными
эталонами форм, цвета и величины;
развитие глазомера; развитие мелкой
моторики; освоение понятий «часть»
и «целое».
Развитие познавательных процессов;
развитие коммуникативных и
конструктивных умений;
ознакомление с цифрами, их
формой; освоение понятий «часть» и
«целое»; развитие пространственных
представлений и ориентировки в
пространстве; знакомство со
свойствами – «прозрачность» и
«гибкость».
Развитие познавательных процессов;
развитие сенсорных и
познавательных способностей;
развитие конструктивных умений и
навыков; закрепление представлений
о форме, цвете; формирование
умений ориентировки в
пространстве; формирование
представлений о буквах и цифрах;
развитие мелкой моторики.
Развитие познавательных процессов;
развитие сенсорных и
познавательных способностей;
развитие конструктивных умений и
навыков; закрепление представлений
о форме, цвете; формирование
умений ориентировки в

Практическая деятельность,
конструирование, беседа,
индивидуальная и групповая формы
работы

Практическая деятельность,
конструирование, беседа,
индивидуальная и групповая формы
работы

19

Апрель

Май

пространстве; формирование
представлений о буквах и цифрах;
развитие мелкой моторики.
Развитие познавательных процессов;
развитие анализа и синтеза,
способности к комбинированию;
закрепление представлений о цвете и
форме.
Развитие познавательных процессов;
развитие пространственных
представлений; развитие
сообразительности, смекалки,
находчивости.
Развитие познавательных процессов;
овладение мыслительными
операциями и действиями:
выявление свойств, их
абстрагирование, сравнение,
классификация, обобщение;
формирование элементарной
алгоритмической культуры
мышления, развитие способности
действовать в уме, осваивать
представления о геометрических
фигурах, пространственную
ориентировку.
Развитие познавательных процессов;
формирование представлений о
величине, цвете и числах;
формирование навыков счета;
формирование порядка счета;
развитие измерительных навыков.
Развитие познавательных процессов;
развитие анализа и синтеза,
способности к комбинированию;
развитие конструктивных
способностей; развитие смекалки,
сообразительности.
Развитие познавательных процессов;
развитие математических
представлений; развитие
координации движений; подготовка
руки к письму.
Выявление конечного уровня
развития познавательных процессов
у детей; анализ деятельности за год.

Практическая деятельность,
конструирование, беседа,
индивидуальная и групповая формы
работы

Индивидуальная работа по
выполнению диагностических
заданий

3. Содержание программы.
Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной
сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.
20

3.1.Разделы программы.
Занятия кружка составлены по принципу «от простого к сложному» и
построены с использованием ребусов, красочных иллюстраций,
индивидуальных заданий, мультимедийного
сопровождения. Предполагается не только развитие эрудиции дошкольника,
но и создание условий для стимулирования творческого мышления, развития
речи. Основной акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать.
3.1.1.Занимательная математика.
(Анализ – синтез. Систематизация)
развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
развитие математических способностей и склонностей;
подготовка ребенка к школе;
учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по
существенным признакам; развивать внимание,
совершенствовать ориентировку в пространстве.
развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями
и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение,
классификация, обобщение;
учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам.
Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания
детей.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький,
длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже,
дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск
сходства и различий на 2-х похожих картинках. нахождение логической пары
(кошка – котенок, собака –? (щенок)).
3.1.2. Развивающие игры.
(Сравнение. Классификация. Ограничение.)
Развитие познавательных процессов, мыслительной активности (анализ,
сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление и
сообразительность.
учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить
мысленно соединять в единое целое части предмета, развивать мелкую
моторику, умения ориентироваться на плоскости, формирование умений в
учить распределять предметы по группам по их существенным признакам.
Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Игры и упражнения: Работа с пазлами различной сложности, палочками
Кюизенера, блоками Дьенеша, выкладывание картинок из счетных палочек и
геометрических фигур и т.д.
3.1.3.Логические задачи, лабиринты, головоломки.
21

(Умозаключения. Обобщение.)
Развивать самостоятельность, активность, упражнять в решение простых
задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между
числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические
формы мышления.
формирование элементарной алгоритмической культуры мышления,
развитие способности действовать в уме, осваивать представления о
геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
учить выявлять закономерности;
расширять словарный запас детей;
учить рассказывать по картинке, пересказывать.
учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным
признакам.
Развивать наблюдательность детей.
Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий).
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь,
картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок
в логической последовательности на оперирование обобщающими
понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.д, «обведи одной
линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п.,
исключение четвертого лишнего. Дополнение картинки (подбери заплатку,
дорисуй карман к платью).
3.2. Организация работы по программе.
Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы.
Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает
использование материала нескольких тем. Существует множество способов
предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину
происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения
поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной
ситуацией.
Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических
средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить
взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными
математическими понятиями в доступной малышам форме.
Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы,
причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех
дошкольников
Занятие в форме путешествия.
Строится на последовательном «передвижении» детей от одного пункта
назначения к другому.
Материал, который широко используется в «путешествиях» (карты
придуманной страны, знакомого микрорайона, детской площадки; стрелки,
указатели, схемы), направляет внимание ребенка, развивает умения
22

ориентироваться
в
пространстве,
на
плоскости,
обозначить
пространственные отношения на плане, схеме. Такая форма занятия требует
от детей организованности, а от взрослого – умение, поддерживать интерес
детей, стимулировать активность.
Занятие в форме беседы.
Предполагает организацию познавательного общения педагога с детьми и
детей между собой. Педагогу очень важно создать условия для развития
речевой активности ребенка – подобрать вопросы, которые не требуют
ответа «да» или «нет», наглядный материал. Познавательное общение
предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями,
высказывание своего отношения к обсуждаемому. В процессе такого занятия
дети учатся диалогу.
Занятие – беседа помогает приобрести умения отстаивать свою точку зрения,
аргументировать высказывания, формирует культуру общения.
При организации занятий важно педагогически оправданное сочетание
сюжетной, игровой и учебно – познавательной линий.
Нельзя увлекаться одной формой организации занятий, например, занятия –
игра или путешествия.
Вместе с тем, в какой бы форме не проходило занятие, важно научить
ребенка преодолевать трудности, не бояться ошибок, стремиться рассуждать
и находить самостоятельный путь решения познавательных задач, эти
умения пригодятся ему не только на уроках математики, но и в повседневной
жизни.
4. Методическое обеспечение программы.
4.1. Оборудование и материалы
Дидактический материал:
Геометрические фигуры и тела.
Наборы разрезных картинок.
Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
Полоски, ленты разной длины и ширины.
Цифры.
Игрушки
Фланелеграф,
мольберт.
Чудесный мешочек.
Знаки-символы.
Пластмассовый и деревянный строительный материал.
Геометрическая мозаика.
Счётные палочки.
Предметные картинки.
23

Блоки Дьенеша,
Палочки Кьюизенера,
Лото.
Дидактические и развивающие игры.

5. Список литературы.
1. «Развиваем логику» А. Лекомцев, изд. «Феникс» Ростов- на- Дону 2014 г.
2. «Математическое развитие детей 4-7 лет» Л.В. Колесникова, изд.
«Учитель» Волгоград 2014 г.
3. «Изучаем фигуры» Т.В. Сорокина, С.В. Пятак, изд. «Эксмо» Москва 2011г.
4. «Тренажер по математике для детей 6-7 лет» В.Г.Голубь, изд. «Метода»
Воронеж 2014 г.
5. «Всё по полочкам» А.В. Горячев, Н.В. Ключ, изд. ООО «Баласс» Москва
2004 г.
6. «Логические игры для дошкольников» изд. ООО «Ранок» Харьков 2010г.
«Развитие пространственного мышления и речи» изд. ООО «Хатрер-пресс»
Москва 2013 г.
7. Комплексные занятия М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,
изд. «Учитель» Волгоград 2010 г.
8. «Чего на свете не бывает?» О.М.Дьяченко, Е.Л. Агаевой, изд.
«Просвещение» Москва 1991г.
9. «Конспекты занятий по математике» Волчкова В.Н., Степанова Н.В., изд.
ТЦ «Учитель» Воронеж 2009 г.
10. «Математика в детском саду старший дошкольный возраст». В. П.
Новикова. изд. «Мозаика-Синтез» Москва 2009 г.

24

11. «Логические задачки» О.А. Реуцкая. изд. «Феникс» Ростов-на-Дону 2012
г.
12. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» Ю.В. Щербакова,
С.Г. Зубанова Москва ООО «Глобус», «Большая книга заданий и упражнений
для детей» изд. ЗАО «ОЛМА МЕДИА ГРУПП» Москва 2011 г.
13. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А. Михайлова изд.
«Просвещение» Москва 1985 г.
Электронные ресурсы:
1. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» В. П. Новикова, Л.
И. Тихонова Rutracker.orq
2. Блоки Дьенеша- методическое пособие для воспитателей детского сада
MirKnig.com
3. Альбомы заданий. Блоки Дьенеша. Палочки Кьюзенера
http:// www.doshvozrast.ru Воспитание детей дошкольного возраста в детском
саду и семье
4. http:// www.fbr.ru Банк рефератов
Педагогический проект «Математика вокруг нас», автор: И.П. Швецова

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».