Программа Читай-ка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17
620007,г.Екатеринбург, ул.Латвийская,33; тел.: 252-07-30.Madou17@mail.ru

ПРИЯТО:
Решением Педагогического совета
МАДОУ детский сад №17
Протокол №____________________
От «_____»________________2023года

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МАДОУ №17
_________________Риль С.В.
Приказ от ________№_______

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
студия: «Читай-ка»
Возраст: старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет
Срок реализации: старший дошкольный возраст два года.

Автор-составитель: Педагог дополнительного образования, учитель-логопед
Лодочникова Любовь Владимировна.

Екатеринбург, 2023 г.

Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации дополнительной
образовательной программы
1.3. Принципы и форма организации занятий
1.4. Характеристика особенностей развития детей
старшего дошкольного возраста.
1.5. Планируемые результаты освоения дополнительной
образовательной программы
II.

Содержательный раздел

Описание образовательной деятельности Программы
Формы и методы реализации Программы.
Комплексно-тематическое планирование
Особенности взаимодействия педагогического
коллектива с семьями воспитанников
ІII. Организационный раздел

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.

3.1. Описание материально-технического обеспечения
программы
3.2. Формы контроля
3.3. Критерии отслеживания усвоения программы
IV. Литература

I.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка
Успешность подготовки ребенка к обучению чтению и письму во многом

определяетсятем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, поскольку при
помощи букв обозначаются звуки устной речи. Следовательно, для того чтобы усвоить
буквы, необходимо очень четко ориентироваться в звуках: уметь правильно их
произносить, безошибочно различать на слух, определять наличие или отсутствие, а также
место расположения заданного звука в слове. Также у ребенка должны быть
сформированы зрительно пространственные представления (особенно необходимы для
четкого усвоения ребенком зрительных образов букв). Если же поступивший в школу
ребенок не владеет названными умениями, то он будет писать с многочисленными
специфическими ошибками, которые не смогут быть преодолены без специальной
логопедической помощи. Поэтому очень важно своевременно выявить такого рода
отставание в развитии детей и обязательно помочь преодолеть возникшую проблему. В
процессе

работы

с

детьми

развивается

фонематический

слух

и

восприятие,

звукобуквенный анализ, внимание, память и другие психические процессы.

Занятия

могут посещать все дети, начиная со старшей группы, независимо от того, занимаются
они слогопедом или нет. Эта работа является профилактикой нарушений устной и
письменной речи в дошкольном периоде, так как часто у детей с хорошим
звукопроизношением обнаруживаются проблемы уже на начальном этапе обучения в
школе.
Данная программа предназначена для подготовки к обучению грамоте детей с 5 лет
и основывается на теоретических положениях и практических рекомендациях таких
авторов как: Быкова Е.В., Колесникова Е.В., Поваляева М.А., Ткаченко Т.А. и Эльконина
Д. Б. Программа подготовки к обучению грамоте, поможет всесторонне подготовить
ребенка к обучению в начальной школе, а также создать базу

речи ребенка

и

сформировать фонетико-фонематические процессы.

1.2.

Цели и задачи реализации дополнительной образовательной

программы
Цель данной программы – познакомить старших дошкольников с буквами, как
знаками записи известных им звуков, научить детей слитному чтению слогов, не вступая в
противоречие с методами школьного обучения.
Задачи программы:
1) Познакомить детей с буквами русского алфавита;

2) Закрепить понятие «звук», «буква», «слог», «слово»;
3) Учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова);
4) Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинке;
5) Формировать графо моторный навык, готовить руку к письму;
6) Подготовить ребенка к по слоговому чтению;
7) Формировать у детей предпосылки для лучшего усвоения процессов чтения и письма.
8)Учить правильной артикуляции звуков, умению определять место звука (буквы) в слове.
9) Способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей.
10)Сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к
книге.

1.3.

Принципы и форма организации занятий.

Форма организации занятий:
- подгрупповая, самостоятельная работа с раздаточным материалом, постановка и
разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной
деятельности, творческой деятельности.
Деление содержания программы по обучению чтению на возрастные группы условно и
зависит от возраста, с которого начата работа по данной программе и от состояния
психического развития ребенка.
Педагогические принципы построения программы:
1) Принцип индивидуализации (определение посильных заданий с учетом возможностей
ребенка);
2) Принцип систематичности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и
взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному).
Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
3) Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и
понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в
сознании дошкольников.
4) Принцип сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и
заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).

1.4.

Характеристика

особенностей

развития

детей

старшего

дошкольного возраста.
Возрастные особенности речевого развития детей 5-6 лет
Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и
достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается
синонимами, антонимами.

В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства
(светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и
их

признаки

(дерево

-деревянный,

стекло

-

стеклянный).

Совершенствуется

грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые
предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для
названия одних и тех же предметов. Дети умеют уже грамматически правильно изменять
слова, входящие в активный словарь;
Старшие дошкольники стремятся правильно произносить слова в родительном
падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар сахарница).

Совершенствуют

умение

связно,

последовательно

и

выразительно

пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут
передавать диалог действующих лиц. Они активно участвуют в беседе, самостоятельно
отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из
личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается фонематическое
восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и
буквенный

анализ

слов,

устанавливают

последовательность

звуков

в

слове,

дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие
глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно
используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух трёх слов, определяют порядок слов в предложении.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные
причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их
наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять
достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение
будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его
активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость
внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети используют
практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Они могут
пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Возрастные особенности речевого развития детей 6-7 лет
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное
мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в
значительной

степени

еще

ограничиваются

наглядными

признаками

ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение
развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно
объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации,
приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно
становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая
сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях
детей

отражаются

как

расширяющийся

словарь,

так

и

характер

обобщений,

формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие
существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно
организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые
виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается
дошкольный возраст. Его основные достижениясвязаны с освоением мира вещей как
предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с
людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу
дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного
развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.5. Планируемые результаты освоения дополнительной
образовательной программы
Знания, умения, навыки, которыми должен овладеть ребенок к концу первого года
освоения программы года:
— понимать, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже;
— работать со звуковой моделью слова, моделью предложения;
— различать и называть изолированно твердые и мягкие согласные;
— определять и изолированно произносить первый и последний звук в слове;
— называть слова с заданным звуком;
— рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии;
— рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии;
— заштриховывать различные предметы;
— произвольно управлять пальцами и кистями рук;
—правильно читать слоги, односложные слова.
Знания, умения, навыки, которыми должен овладеть ребенок к концу ВТОРОГО
года:
— знать буквы русского алфавита;
— печатать буквы русского алфавита на листе;

— понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;
— определять место звука в слове в начале, в середине и в конце;
— различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие
согласные
звуки;
— пользоваться графическим обозначением звуков (гласные — красный квадрат, твердые
согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат);
— уметь записывать слово условными обозначениями, буквами;
— соотносить звук и букву;
— писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;
— проводить звуковой анализ слов;
— читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
— правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
— составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.
— читать слова, предложения, стихотворения, тексты;
—писать слова, предложения;
— проводить фонетический разбор слов;
— понимать прочитанное;
— пересказывать прочитанное;
— разгадывать кроссворды, ребусы;
— ориентироваться в тетради в крупную клеточку.

II.

Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности Программы
Программа

составлена

с

учетом

реализации

меж

предметных

связей

понаправлениям в соответствии с ФГОС ДО:
Образовательная область («Речевое развитие»)
1.Активизация знаний детей о звуковом строении слова;
2.Закрепление умения делить слова на слоги (части), называть последовательность слогов,
называть из каких звуков состоит слог, слово;
3.Закрепление знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием
последовательности, строить схемы предложений;
4. Расширение словарного запаса;
5.Способствование развитию любознательности, познавательной активности.
6.Планирование свои действия в игровой ситуации, выполнять правила игры.

7.Продолжение работу по развитию речевого дыхания.
8.Обучение детей разгадыванию ребусов, решению кроссвордов.
9.Упражнение в составлении букв из палочек, шнуров, лепке букв изпластилина,
вырезании из бумаги, рисовании в воздухе.
Программа состоит из пяти этапов:
I. Добукварный, звуковой период обучения.
Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что речь
"строится" из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых выделение в словах определенных звуков.
II. Звуковой анализ слов.
Ребенка учат определять отдельные звуки в слове, различать твердую и мягкую пару
согласных, выделять ударный гласный звук. Затем учат выделять все звуки в словах из
трех - пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона, пуговиц,
мозаики, крышек, ракушек).
III. Буквенный период обучения.
Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки,
кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или песке,
на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и заголовках
газет. Все это помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным.
IV. Слоговой период обучения.
На первых порах обучения ребенка слог является основной единицей чтения. Ребенка
учат читать слоги протяжно, как бы "пропевая" их. Это поможет ребенку избежать
"рубленого" слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами.
V. Слияние слогов в слова.
В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со столбиками слов,
имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо автоматизирует
навык чтения и облегчает сам процесс прочитывания, т.к. относительно новыми для детей
в прочитываемых словах всякий раз оказываются несколько букв, а не все слово целиком.
Основные задачи при работе – развитие звукобуквенного анализа, развитие
фонематического восприятия, подготовка руки к письму – решаются на протяжении всего
учебного года. Предмет изучения – звуки и буквы русского языка по общепринятым
группам (гласные, согласные, звонкие, глухие согласные). Каждое занятие начинается с
изучения звука: дети учатся выделять из слова, уточняется его произношение,
определяется место звука в слове, одновременно дети знакомятся с графическим

изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый, зеленый – мягкий
согласный звук. Затем детям представляется буква, обозначающая изучаемый звук.
Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия звук и буква; звук мы
слышим и произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы
проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление
о них. Дети учатся писать печатную букву с использованием образца и ограничения
клеткой. Обучение написанию букв позволяет решать главную задачу – развитие
звукобуквенного анализа, а также способствует развитию графических навыков.
На первом году обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и
писать, основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению,
затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Вот
почему им предлагаются веселые стихи, загадки, стихи, игровые упражнения с буквами и
звуками, что делает обучение интересным. Работа по данной методике предусматривает
обучение звукобуквенному анализу детей 5 –6 лет на материале алфавита, однако
последовательность изучения отличается от школьной (традиционной) она заимствована
у Е. В. Колесниковой для второго года обучения и Жуковой для обучения первого года
обучения.
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных первого
ряда А, О, У, Ы, И, Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце;
и обозначаются - красными квадратами.
Дети первого года обучения далее знакомятся с согласными: М, С, Х, Р, Ш, Н, так
как они хорошо «тянутся- пропеваются» и их легко можно соединить с гласными в
обратных и прямых слогах (а-м-м, м-м-а ). Затем переходят к чтению коротких слов: мак,
оса, сам, сом, муха…и.т.д.
А дети второго года обучения знакомятся с согласными (Л, М, Н, Р), которые
хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар). По мере ознакомления с
согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с
условным обозначением твердых согласных – синий квадрат (мама, мыло). Далее дети
переходят к чтению коротких предложений (МАМА, СОМ, МЫ МАЛЫ.) и знакомятся с
графическим изображением предложения. На занятиях часто используются «файлы»,
специально подготовленные задания для автоматизации навыков слияния букв, слогов и
слов.
А также на занятии используются дидактические игры: «читайка», «раз словечко,
два словечко», «подбери слово», «закончи слово», «предложения», «слова потерялись»
и.т.д. Работа с разрезной азбукой помогает детям лучше усвоить звуковой анализ слова. В

работу с знакомствами с буквой, включена творческая деятельность, а точнее не
традиционные методы творческой деятельности, что позволяет лучше и быстрее
запомнить название буквы и ее графическое изображение.
Программа в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована
на обучение детей грамоте в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года. Наполняемость
группы на занятиях – не более 12 человек.
Занятия осуществляются с учетом возрастных особенностей детей.
Длительность занятий составляет
- в старшей группе - 25 минут,
- в подготовительной группе - 30 минут.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а
педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части. Все занятия проводятся в
доступной игровой форме. Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления
новых материалов в литературе, новых методик и технологий.
Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом,
выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей
развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система
знаний о языке.
Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной
последовательности:
*Звуки окружающего мира;
*Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
*Гласны звуки;
*Согласные звуки (без классификации);
*Согласны твердые и мягкие;
*Согласные звонкие и глухи.
Параллельно даются понятия:
*Слог;
*Слово;
*Предложение;
*Заглавная буква;
*Вопросительное предложение; Ударение.

2.2. Формы и методы реализации Программы.
За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, а
также формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со

сверстниками, доброжелательность. Обучение по данной программе предполагает
использование различных форм, методов и средств, с помощью которых реализуется
программа.
Формы организации педагогического процесса:
1. специально – организованная деятельность воспитателя с детьми;
2.совместная деятельность взрослого с детьми;
3.самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей невозможна
без соответствующей среды развития, поэтому необходимо построить комфортную
предметно – развивающую среду;
4.работа в прописях и тетрадях;
5.работа с книгой;
6.использование новых технологий.
Основные методы, используемые при реализации программы:
1. наглядные - рассматривание картин, наблюдение, демонстрация видеофильмов, показ
образца задания…
2.практические - упражнения, игровой метод, моделирование;
3.словесные – рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение худ.литературы.

2.3.Комплексно-тематическое планирование
Учебное – тематический план I модуля (дети 5-6 лет)
№ п/п
Месяц

Тема

Содержание
Что такое Букварь?
Цель: познакомить с учебником
«Букварь», ее авторами,
художником.
Что такое речь?
Цели: формировать у детей
сведения о понятиях «речь
письменная и устная»;
познакомить с условными
знаками; учить объяснять
значение каждого знака
Что такое звуки?
Цели: формировать понятие о
звуках, формировать навык
общения в разных ситуациях;
развивать устную речь,
внимание, фонематический слух.
Познакомить со звуками А. У.
Показать графическое
изображение букв А. У.

1/1

Сентябрь

Вводное занятие.
Речь письменная и
устная. Букварь

2\2

Сентябрь

Знакомство со звуками
«Знакомьтесь мистер
Звук».
Знакомство с буквами
«Знакомьтесь Буковка».

3\3

Сентябрь

Звук и буква А. У.
Слияние слогов АУ. УА.
«Встреча двух героев».

Количество
часов
1

1

1

4\4

Сентябрь

Гласный звук [О].
Буква О.

5\5

Сентябрь

Гласный звук [И]
Знакомство с буквой И

6\6

Сентябрь

Гласный звук [Ы].
Знакомство с буквой Ы

7\7

Сентябрь

Гласный звук [Э]
Знакомство с гласной
буквой «Э»

8\8

Сентябрь

Итоговое занятие
«Гласные буквы первого
ряда».

Учить читать гласные слоги.
Формировать умение выделять
звук [А] [У] из речи; развивать
фонематический слух, умение
слушать и слышать. Учить
читать буквы. Совершенствовать
графомоторный навык
Знакомство со звуком и буквой
О. Совершенствование
артикуляционной моторики,
дыхательная гимнастика.
Как выделить звук [о] из речи?
Развивать фонематический слух;
работать над культурой речи.
Совершенствовать
графомоторный навык через
нетрадиционные творческие
приемы.
Совершенствование
артикуляционной моторики,
дыхательная гимнастика.
Знакомство со звуком и буквой
«И»
Развивать фонематический слух;
работать над культурой речи.
Совершенствовать
графомоторный навык через
нетрадиционные творческие
приемы.
Чтение слогов с гласной буквой
А (ИА).
Совершенствование
артикуляционной моторики,
дыхательная гимнастика.
Знакомство со звуком и буквой
[Ы]; «Ы»
Развивать фонематический слух
«Где звук?» Совершенствовать
графомоторный навык через
нетрадиционные творческие
приемы.
Совершенствование
артикуляционной моторики,
дыхательная гимнастика.
Знакомство со звуком и буквой
[Э]; «Э»
Развивать фонематический слух
«Где звук?» Совершенствовать
графомоторный навык через
нетрадиционные творческие
приемы.
Анализ пройдённого материала:
-Что такое звук и буква?
-Что называется гласными
звуками?
-Какие гласные звуки первого
ряда существуют?

1

1

1

1

1

1\9

Октябрь

«Коровка Мумуня в
гостях у ребят»
Знакомство с согласными
звуками [М], [М'].
Знакомствами с
согласными буквами
М. М'.

2\10

Октябрь

Чтение простых
открытых слогов с буквой
М и гласными А, О, У.
Чтение обратных слогов с
гласными А. О. У.

3\11

Октябрь

Чтение слогов с буквой М
и гласными Ы, И, Э

4\12

Октябрь

«Самая смелая, сильная,
славная буква С»
Знакомство с согласными
звуками [С], [С'].
Знакомствами с
согласными буквами
С. С'.

5\13

Октябрь

Чтение простых
открытых слогов с буквой
С и гласными А, О, У.

6\14

Октябрь

Чтение простых
открытых слогов с буквой
С и гласными Ы.Э.И
Чтение обратных слогов с
гласными

7\15

Октябрь

«Смешная буква Х».
Знакомство со звуком и

-Что такое слог?
-Творческое задание на
закрепление пройденного
материала.
Познакомить учащихся с
согласными звуками [М], [М'] и
буквами М, м; развивать умение
давать им характеристику как
звукам твердым, мягким,
звонким;
Формирование графомоторного
навыка через творческую
деятельность
Формировать фонематические
процессы через игру «КарпКарпыч».
Учить детей читать простые
слоги с гласными А, У, О (МО.
МУ. МА.)
Учить детей читать обратные
слоги с гласными А, О, У (АМ.
ОМ.УМ).
Формировать фонематические
процессы через игру «КарпКарпыч».
Учить детей читать простые
слоги с гласными Ы. И . Э.
Развивать графомоторные
навыки.
Познакомить учащихся с
согласными звуками [С], [С'] и
буквами С, С'; развивать умение
давать им характеристику как
звукам твердым, мягким,
звонким;
Формирование графомоторного
навыка через творческую
деятельность
Формировать фонематические
процессы через игру «КарпКарпыч».
Учить детей читать простые
слоги с гласными А, У, О (СО.
СУ. СА.)
Учить детей читать обратные
слоги с гласными А, О, У
(АС. ОС. УС).
Игры на формирование
фонематического слуха. Игры на
формирование звукобуквенного
анализа и синтеза.
Учить детей чтению простых,
прямых слогов и обратных
слогов.
Познакомить учащихся с
согласным звуком [Х] и с

1

1

1

1

1

1

1

буквой Х.

8\16

Октябрь

«Хомяк Хома читает
ребятам»
Чтение прямых и
обратных слогов с буквой
Х и гласными первого
ряда.

1\17

Ноябрь

Согласный звук [Ш],
буквы Ш, ш.

2\18

Ноябрь

Чтение слогов с буквой
Ш и гласными А.
О.У.И.Э.

3\19

Ноябрь

Дифференциация звуков
С-Ш.

4\20

Ноябрь

«КоваРная буква Р»
Звук и буква Р.

5\21

Ноябрь

«Игры для Тигры».
Чтение простых, прямых
слогов с буквой Р и
гласными А. О.У.

6\22

Ноябрь

Знакомство с согласными
буквами и звуками
Звуки [Л], [Л'], буквы Л, л

7\23

Ноябрь

«Слоголодочки»
Чтение слогов с буквой Л

согласной буквой Х.
Формирование графомоторного
навыка через творческую
деятельность
Игры на формирование
фонематического слуха. Игры на
формирование звукобуквенного
анализа и синтеза.
Учить детей чтению простых
прямых слогов и обратных
слогов.
Познакомить учащихся с
согласным звуком [Ш] и с
согласной буквой Ш.
Формирование графомоторного
навыка через творческую
деятельность
Игры на формирование
фонематического слуха. Игры на
формирование звукобуквенного
анализа и синтеза.
Учить детей чтению простых
прямых слогов и обратных
слогов.
Показать в чем сходство и в чем
различие звуков С-Ш.
Развивать фонематический слух,
анализ, синтез.
Познакомить учащихся с
согласным звуком [Р] и с
согласной буквой Р.
Формирование графомоторного
навыка через творческую
деятельность
Игры на формирование
фонематического слуха. Игры на
формирование звукобуквенного
анализа и синтеза.
Учить детей чтению простых
прямых слогов и обратных
слогов.
Какие звуки обозначаются
буквой л?
Что обычно мы хотим узнать о
согласном звуке?
Цели; познакомить с
согласными-звуками [л] и [л'];
учить находить новые звуки в
словах, составлять звуковые
схемы слов с изученными
звуками, читать слова, составлять
несколько связанных между
собой предложений;
Отрывная аппликация.
Учить детей читать прямые
простые слоги с буквой Л.

1

1

1

1

1

1

1

1

8\24

Ноябрь

Дифференциация звуков
Р-Л

В каких случаях используем звук
Р? в каком Л?

1

1\25

Декабрь

Звуки [Н], [Н'].
Буквы Н, н

1

2\26

Декабрь

Чтение простых слогов с
буквой Н и гласными
первого ряда.

3\27

Декабрь

Звуки [К], [К'], буквы К, к

4\28

Декабрь

Чтение слогов с буквой К

5\29

Декабрь

Звуки [Т], [Т'], буквы Т, т

6\30

Декабрь

Чтение слогов с буквой Т.

7\31

Декабрь

«Звук и буковка
знакомятся с
предложением».

Цели: познакомить с согласными
звуками [н]? [н'] и буквами Н, я;
озвучивать печатные буквы
вслух.
Цели: начать формировать
навыки чтения вслух; закреплять
навыки чтения слогов и слов с
изученными буквами; упражнять
в составлении предложений с
заменой отдельных слов.
Вместо каких слов можно
употреблять слова он, оно, оно,
они!
Цели: познакомить с согласными
звуками [к] и [к']; учить находить
звуки в словах, составлять
звуковые схемы слов с новыми
звуками, читать слова с буквами
К и к, пересказывать отрывки из
знакомых сказок; приучать к
чтению книг и бережному
отношению к ним
Чтение простых слогов с
гласными первого ряда. Чтение
обратных слогов с гласными
первого ряда.
Какие звуки обозначаются
буквой Т?
Что обычно мы хотим узнать о
согласном звуке?
Цели: познакомить с согласными
звуками [т] и [т']; уметь находить
новые звуки в словах, составлять
звуковые схемы слов с этими
звуками, читать слова с
изученными буквами;
познакомить с отрывками из
сказок А. С. Пушкина;
Что вы можете рассказать о
букве Т? Как узнать, звонкий
звук или глухой?
Цели: закрепить знания о звуках
[т] и [т'] и буквах, учить читать
слова с изученными буквами,
вести беседу по заданной
тематике; дать практическое
понятие единственного и
множественного числа слов,
обозначающих предметы (один
много).
Что такое звук и буква?
Познакомить детей с
предложением. Заглавная буква,
словосочетание, точка.

1

1

1

1

1

1

8\32

Декабрь

Итоговое занятие по
пройдённым согласным
звукам и буквам «Укрась
слоговую елочку».

1\33

Январь

Согласные звуки [п], [п'],
буквы П, п

2\34

Январь

«Петя - петушок
почтальон».
Чтение слогов с буквой
П.

3\35

Январь

Согласные звуки [З], [з'],
буквы 3,3

4\36

Январь

Чтение слогов с буквой З.
Сопоставление слогов и
слов с буквами З и С.

5\37

Январь

Согласные звуки [г], [г'],
буквы Г, г

6\38

Январь

«Грибная полянка»
Чтение слогов прямых и
обратных с буквами Г и
гласными первого ряда.

7\39

Январь

Знакомство с согласным
звуком [Д], [Д'].
Буквы Д, д

Интонация в предложение.
Чем отличается гласный звук от
согласного?
Повторить и закрепить знания о
согласных звуках и буквах.
Разгадывать ребусы, загадки;
объяснять смысл доступных
пословиц; формировать навыки
правильного слогового
орфоэпического плавного
чтения.
Цели: закреплять знания о
согласных звуках [п], [п'] и
буквах П, п; Познакомить с
правилом правописания имен,
отчеств, фамилий; создать
условия для формирования
навыка чтения вслух.
Формировать фонематические
процессы через игры.
Учить детей читать простые
слоги с гласными А, У, О.
Учить детей читать обратные
слоги с гласными А, О, У
Познакомить со звуком [З] и
буквой З. Дать характеристику
как звукам твердым, мягким,
звонким, парным; Учить
составлять тексты из 3-4
предложений.
Цели: закрепить знания о
согласных звуках [з], [з']; создать
условия для развития умений
различать звуки [з] и [с], [з'] и [с']
Учить детей определять тему
текста, его главную мысль, учить
предсказыванию текста.
Познакомить с согласными
звуками [Г], [Г'] и буквами Г, г;
совершенствовать умения
характеризовать изученные
звуки. Познакомить с парным
звуком [К].
Формирование графомоторного
навыка через прописи.
Формировать умение правильно
употреблять предлоги в речи.
Учить определять тему и
главную мысль текста.
Чтение слогов прямых и
обратных с гласными первого
ряда.
Познакомить с согласными
звуками [д], [д'] и буквами Д, д;
совершенствовать умение
давать характеристику звукам;

1

1

1

1

1

1

1

1

8\40

Январь

Парные согласные звуки
[Д]- [Т]
[Д'] -[Т'],
Парные согласные
буквы Д-Т.

1\41

Февраль

Согласные звуки
[В], [В'].
Буквы В, в.

2\42

Февраль

Согласные звуки
[Б], [Б'].
буквы Б, б

3\43

Февраль

Твердый согласный звук
[Ж], буквы Ж, ж

4\44

Февраль

Твердый согласный звук
[Ц], буквы Ц, ц

5\45

Февраль

6\46

Февраль

7\48

Февраль

8\49

Февраль

1\50

Март

2\51

Март

3\52

Март

4\53

Март

Чтение слогов с буквой
Ц.
Согласный мягкий звук
[Ч'],
Буквы Ч, ч
Чтение слогов с буквой
Ч.
Согласный звук [Ф].
Буквы Ф,ф.
Чтение слогов с буквой
Ф.
Согласный звук Щ.
Буквы Щ,щ
Чтение слогов с буквой
Щ.
Закрепление
пройденного материала
по согласным буквам и

Закреплять знания учащихся об
парных звуках. Формировать
умение различать звуки [д] и
[т], [д'] и [т']; учить понимать
смысл текста, составлять
вопросы по тексту.
Познакомить с согласными
звуками [В], [В'] и буквами В, в;
Формировать умение давать им
характеристику как звукам
твердым, мягким, звонким;
Учить делить слова на слоги;
закреплять знания о
правописании имен
собственных расширять
кругозор.
Познакомить с согласными
звуками [Б], [Б'] и буквами Б, б;
развивать умение давать им
характеристику;
Учить детей различать звуки
[Б] и [П]. [Б'] и [П'].
Познакомить с новым звуком
[Ж] и буквами Ж, ж;
Учить детей различать
предметы, отвечающие на
вопросы кто? И что?
Познакомить с правилом
правописания сочетаний жи –
ши;
Парные согласные
[Ж] - [Ш],
Познакомить с новым звуком и
буквой Ц. Учить детей давать
правильную характеристику
согласным звукам.
Учить детей чтению слогов с
буквой Ц
Познакомить с новым звуком и
новой буквой.

1

Учить детей чтению простых
слогов с гласными А О У
Знакомство с новым звуком и
новой буквой.
Чтение слогов с гласными
первого ряда.
Знакомство с новым звуком с
новой буквой.
Учить читать слоги с гласными
первого ряда
Составить слоговую гусеницу
из слогов с согласными
буквами и гласными.

1

1

1

1

1

1
1

1
1
1
1
1

5\54

Март

звукам.
Мягкий согласный звук
[Й']. Буквы Й, й

6\55

Март

7\56

Март
Март

8\57

Познакомить со звуком [Й'].
Познакомить с буквами Й, й;
Учить работать над смысловой
интонацией предложений;
пополнять словарный запас
обучающихся

1

Чтение слов с буквой Й

Научить различать звуки
[И] -[Й'];

1

Знакомство с гласными
второго ряда.
Буква Е и Буква Ё
Знакомство со звуком Я.
Буквой Я

Познакомить и дать
характеристику звукам и
буквам.
Познакомить учащихся с
гласными буквами Я, я,
обозначающими два звука;
Развитие графомоторных
навыков.
Учить детей чтению слогов с
буквой Я.

1

Познакомить и
охарактеризовать звук.
Звук обозначает два звука
[Й] . [У]
Игры на развитие
фонематических процессов.
Развитие графомоторных
навыков.
Познакомить с новыми
буквами, обозначающими два
звука;
Учить читать согласные буквы
Познакомить детей с буква Ь –
как показатель мягкости
предшествующих согласных
звуков. Учить что Ь знак звука
не обозначает.
Учить детей фонетическому
разбору слова.
Познакомить детей с Ъ твердым
знаком. Учить детей что
обозначает данный знак.
Познакомить детей с понятием
рассказ. Учить детей составлять
рассказы по опорным
картинкам.
Учить детей работать с
книжным носителем, Учить
детей ориентироваться в
тетради в крупную клетку.
Работа с кассой букв.

1

1\58

Апрель

2\59

Апрель

3\60

Апрель

4\61

Апрель

5\62

Апрель

6\63

Апрель

«Звук и Буковка в
городе Буквоград»

7\64

Апрель

Чтение слогов с
изученными согласными

Яблочная корзинка».
Чтение слогов с буквой
Я
Знакомство со звуком и
буквой Ю.

Чтение слогов с буквой
Ю.
Знакомство с Ъ и Ь
знаком.

«Мыша и Тиша
составляют рассказ»

1

1

1

1

1

1

1

8\65

Апрель

1\66

Май

2\67

Май

3\68

Май

4\69

Май

5\70

Май

6\71

Май

7\72

Май

и гласными буквами.
Итоговое занятие по
пройденному материалу.

Чем отличается звук от буквы?
Гласные первого ряда.
Гласные второго ряда.
Чтение слогов.
Составление самостоятельно
слоговые цепочки.
Работа с сыпучими
материалами.
«9 мая День Победы»
Учить детей правильному,
выразительному чтению стихов
на тему «День Победы».
«Лисенок в гостях у
Чтение слогов и простых слов.
Знайки»
Развития графомоторных
навыков.
Игры на формирование
фонематических процессов.
«Звук и Буковка в гостях Повторение пройденного
у ребят»
материала
Закрепление букв.
Повторение пройденного
Чтение и составление
материала
слогов.
Закрепление букв.
Повторение пройдённого
Чтение и составление
материала
слогов.
Закрепление букв.
Закрепление навыков и умений
Чтение и составление
звуко-слогового анализа и
слогов.
синтеза, упражнять в умении
дифференцировать звуки и
буквы, работа с разрезной
азбукой.
Итоговое занятие по
Чтение слогов, составление
всем пройденным темам. слогов прямых и обратных.
Мониторинг
Задания на закрепление
звукобуквенного анализа и
синтеза. Закрепление
полученных на протяжении
всего курса обучения умений и
навыков чтения: чтение и
составление слогов, понимание
смысла прочитанного, умение
ориентироваться на странице
книги.

1

1

1

1
1

1

1

1

Учебно – тематический план II модуль (дети 6-7 лет)
№
занятия

Месяц

1/1

Сентябрь

Тема
Вводное занятие
«Звуки речи.
Звуки речи.
Какая бывает речь: Речь
письменная и устная.
Слоги, Слова»

1/2
1/3
1/4
1/5

«Город Букв»
Гласные звуки и гласные
буквы русского языка.

1/6

Закрепление пройденного
материала по гласным
звукам и буквам 1 ряда
русского алфавита

1/7

Согласный звук [М],
твердость/мягкость.
Согласная буква М.

1/8

Чтение слогов согласного
звука М с гласными
первого ряда. Чтение
прямых слогов и чтение
обратных слогов.

1/1

Октябрь

Чтение слогов согласного
звука М с гласными
первого ряда. Чтение
прямых слогов и чтение
обратных слогов.

Содержание

Количество
часов

Формирование слухоречевого гнозиса.
Подготовка дошкольников к
восприятию звуков и букв
русского языка;
Создание условий для
успешной мотивации к
занятиям.
Познакомить дошкольников
с гласными звуками 1го
ряда русского алфавита.
Схемы Ткаченко.
Познакомить с графическим
изображением гласных букв,
ввести понятие главная,
маленькая, строчная буква.
Загадки. Чистоговорки.
Игры на формирование
фонематических процессов.
Формирование
графомоторных навыков
(штриховка, творческие
задания). Формирование
фонематических процессов.
Закрепление пройденного
материала через
практические задания.
Обучение дошкольников
правильному произношению
звуков [М] и [М'],
различению звука и буквы
М по твердости/мягкости.
Графическое изображение
буквы М.
Развитие графомоторного
навыка. Формирование
фонематических процессов.
Загадки/чистоговорки
Обучение дошкольников
слиянию согласной буквы М
с гласными первого ряда.
Развитие графомоторного
навыка. Формирование
фонематических процессов.

1

Обучение дошкольников
слиянию согласной буквы М
с гласными первого ряда.
Развитие графомоторного
навыка. Формирование
фонематических процессов.

1

4

1

1

1

1/2

Согласный звук [С].
Согласная буква С

Обучение дошкольников
правильному произношению
звуков [С] и [С'],
различению звука и буквы С
по твердости/мягкости,
звонкости/глухости.
Графическое изображение
буквы С.
Развитие графомоторного
навыка.
Формирование
фонематических процессов.

2

1/3
1/4

Чтение слогов согласного
звука С с гласными
первого ряда. Чтение
прямых слогов и чтение
обратных слогов.

Обучение дошкольников
слиянию согласной буквы С
с гласными первого ряда.
Развитие графомоторного
навыка. Формирование
фонематических процессов.

2

1/5
1/6
1/7

Закрепление согласных
букв М, С.
Чтение простых слов.

Чтение и составление слогов
по разрезной азбуке.
Печатание слогов.
Совершенствование
артикуляционной моторики,
развитие интонационной
стороны речи.
Формирование
фонематических процессов.
Развитие графомоторных
навыков.

3

1/8

«Смешная буква Х»
Согласный звук [Х].
Согласная буква Х

Обучение дошкольников
правильному произношению
звуков [Х] и [Х'],
различению звука и буквы
по твердости/мягкости,
звонкости/глухости.
Графическое изображение
буквы Х.
Развитие графомоторного
навыка.
Формирование
фонематических процессов.
Совершенствование
артикуляционной моторики,
развитие интонационной
стороны речи.
Чтение слогов согласного
Составление слогов и
звука Х с гласными
простых слов . Развитие
первого ряда.
графомоторных навыков
Чтение прямых слогов и
через творческую
чтение обратных слогов.
деятельность.
«Хома хомячок в гостях у
Составление слогов и
ребят».
простых слов . Развитие
Чтение слогов и простых
графомоторных навыков
слов с согласным звуком Х. через творческую

1

1/1
1/2

1/3
1/4

Ноябрь

2

2

деятельность. Игры на
формирование звукового
анализа и синтеза.
Развитие памяти через игры
на отгадывание предметов.
Знакомство со звуком Ш, с
его правильным
произнесением, с
правильной артикуляцией.
Формирование
фонематического слуха
через игры-шумелки.
Знакомство с графическим
изображением буквы Ш
через выполнения
творческого задания.

1/5

Знакомство со звуком [Ш]
и буквой Ш.

1/6

«Летел, летел по небу
Шар».
Чтение слогов с буквой Ш
и гласными первого ряда

Составление и чтение
прямых и обратных слогов с
буквой Ш и гласными
первого ряда.
Выполнения творческого
задания на закрепления
материала и на развитие
графомоторного навыка.
Формирование
фонематических процессов
через дидактические игры.

1

1/7

«Шепелявая змея Шлепа в
гостях у ребят»
Чтение слогов с буквой Ш
с гласными первого ряда.

1

1/8

«СОК=ШОК»
Дифференциация звуков
С=Ш.

Чтение слогов прямых и
обратных. Работа с
разрезной азбукой.
Развитие графомоторных
навыков через творческие
задания.
Преодоление моторного
праксиса через
динамические и подвижные
игры.
Формирование звукоречевого анализа и синтеза.
Учить детей различать на
слух звуки С=Ш.
Сравнение звуков, выводы.
Выполнение творческого
задания для закрепления
материала.
Учить правильной
артикуляции звука Р.
Знакомство с графическим
изображением буквы Р.
Развитие пальцевого
праксиса. Преодоление
моторного праксиса через
динамические игры.
Формирование слухового
восприятия через игру

1/1

Декабрь

«КоваРная буква Р»

1

1

1

1/2
1/3

«Игры с Тигрой»
Чтение слогов с буквой Р и
гласными первого ряда.

1/4

Знакомство со звуком [Л] и
буквой Л.

1/5
1/6

«Слоголодочки»
Чтение слогов с буквой Л.

1/7

Дифференциация звуков
Р=Л.
«Украсить новогоднюю
елочку слогами»

1/8

1/1
1/2

1/3

Январь

Звук и буква Н.
Чтение слогов.

Звук и буква К.

«Карп-Карпыч».
Составление и чтение
прямых и обратных слогов с
буквой Р и гласными
первого ряда.
Выполнения творческого
задания на закрепления
материала и на развитие
графомоторного навыка.
Формирование
фонематических процессов
через дидактические игры.
Знакомство с новым звуком
и новой буквой.
Игры на развитие
фонематических процессов.
Творческие задания на
развитие мелкой моторики и
графомоторного навыка.
Динамические и
музыкальные игры на
преодоление моторного
праксиса.
Составление слогов и
простых слов, работа с
разрезной азбукой. Развитие
графомоторных навыков
через творческую
деятельность (Слоговые
лодочки).
Игры на формирование
звукового анализа и синтеза
(«Где звук?»)
Развитие памяти через игры
на отгадывание предметов.
Показать в чем схожесть и
различие звуков Р=Л.
Закрепление пройденного
материала через выполнения
творческого задания. Игры
на формирование
фонематических процессов.
Динамические игры на
преодоление моторного
праксиса.
Знакомство со звуком и
буквой Н.
Чтение слогов.
Формирование
фонематических процессов.
Развитие графомоторных
навыков.
Динамические игры на
преодоление моторного
праксиса.
Знакомство со звуком и

2

1

2

1
1

2

2

1/4

Чтение слогов и простых
слов.

1/5
1/6

«Тигренок Тома в гостях у
ребят»
Знакомство со звуком Т и
буквой Т.
Составление слогов и слов
с буквой Т.

1/7
1/8

«Почтальон Петя принес
письмо и посылку в
детский сад»

1/1
1/2

Февраль

«Зайка - Зоя»

буквой, с графическим
изображением.
Выполнения творческих
заданий.
Чтение слогов и составление
слов по разрезной азбуке.
Формирование
фонематических процессов.
Развитие графомоторных
навыков.
Динамические игры на
преодоление моторного
праксиса.
Знакомство со звуком и
буквой, с графическим
изображением.
Выполнения творческих
заданий.
Чтение слогов и составление
слов по разрезной азбуке.
Формирование
фонематических процессов.
Развитие графомоторных
навыков.
Динамические игры на
преодоление моторного
праксиса.
Знакомство со звуком П и
буквой П.
Составление слогов и слов с
буквой П.
Знакомство со звуком и
буквой, с графическим
изображением.
Выполнения творческих
заданий.
Чтение слогов и составление
слов по разрезной азбуке.
Формирование
фонематических процессов.
Развитие графомоторных
навыков.
Динамические игры на
преодоление моторного
праксиса.
Знакомство со звуком и
буквой, с графическим
изображением.
Выполнения творческих
заданий.
Чтение слогов и составление
слов по разрезной азбуке.
Формирование
фонематических процессов.
Развитие графомоторных
навыков.
Динамические игры на

2

2

2

1/3
1/4

«Гусь Геннадий красные
лапки».
Звук и буква Г.

1/5
1/6

Звук и буква Д

1/7
1/8

Закрепление пройденного
материала.

1/1
1/2

Март

Звук и буква В

преодоление моторного
праксиса.
Знакомство со звуком и
буквой, с графическим
изображением.
Выполнения творческих
заданий.
Чтение слогов и составление
слов по разрезной азбуке.
Формирование
фонематических процессов.
Развитие графомоторных
навыков.
Динамические игры на
преодоление моторного
праксиса.
Знакомство со звуком и
буквой, с графическим
изображением.
Выполнения творческих
заданий.
Чтение слогов и составление
слов по разрезной азбуке.
Формирование
фонематических процессов.
Развитие графомоторных
навыков.
Динамические игры на
преодоление моторного
праксиса.
Чтение слогов и слов с
разными согласными
буквами и гласными
первого ряда.
Развитие речеслуховой
памяти через отгадывание
загадок.
Развитие фонематического
восприятия через
музыкальные игры.
Игры с сыпучими
материалами на
формирование кистепальцевого праксиса.
Развитие графомоторного
навыка через выполнения
штриховки.
Знакомство со звуком и
буквой, с графическим
изображением.
Выполнения творческих
заданий.
Чтение слогов и составление
слов по разрезной азбуке.
Формирование
фонематических процессов.
Развитие графомоторных

2

2

2

2

1/3
1/4

Звук и буква Б

1/5
1/6

«Пчелка Жужжа»
Звук и буква Ж.

1/7
1/8

Звук и буква Ц

1/1
1/2

Апрель

Звук и буква Ч

навыков.
Динамические игры на
преодоление моторного
праксиса.
Знакомство со звуком и
буквой, с графическим
изображением. Учить
различать по твердостимягкости,
звонкости/глухости.
Выполнения творческих
заданий.
Чтение слогов и составление
слов по разрезной азбуке.
Формирование
фонематических процессов.
Развитие графомоторных
навыков.
Динамические игры на
преодоление моторного
праксиса.
Знакомство со звуком и
буквой, с графическим
изображением.
Учить правильной
артикуляции звука Ж.
Выполнения творческих
заданий.
Чтение слогов и составление
слов по разрезной азбуке.
Формирование
фонематических процессов.
Развитие графомоторных
навыков.
Динамические игры на
преодоление моторного
праксиса.
Знакомство со звуком и
буквой, с графическим
изображением.
Выполнения творческих
заданий.
Чтение слогов и составление
слов по разрезной азбуке.
Формирование
фонематических процессов.
Развитие графомоторных
навыков.
Динамические игры на
преодоление моторного
праксиса.
Знакомство со звуком и
буквой, с графическим
изображением.
Выполнения творческих
заданий.
Чтение слогов и составление

2

2

2

2

1/3
1/4

Звук и буква Ф

1/5
1/6

Звук и буква Щ

1/7

Повторение пройденного
материала. Чтение слогов и
слов с пройденными
буквами.

1/8

«Два капитана»
Ъ знак и Ь знак.

слов по разрезной азбуке.
Формирование
фонематических процессов.
Развитие графомоторных
навыков.
Динамические игры на
преодоление моторного
праксиса.
Знакомство со звуком и
буквой, с графическим
изображением.
Выполнения творческих
заданий.
Чтение слогов и составление
слов по разрезной азбуке.
Формирование
фонематических процессов.
Развитие графомоторных
навыков.
Динамические игры на
преодоление моторного
праксиса.
Знакомство со звуком и
буквой, с графическим
изображением.
Выполнения творческих
заданий.
Чтение слогов и составление
слов по разрезной азбуке.
Формирование
фонематических процессов.
Развитие графомоторных
навыков.
Динамические игры на
преодоление моторного
праксиса.
Чтение слогов и слов с
разными согласными
буквами и гласными
первого ряда.
Развитие речеслуховой
памяти через отгадывание
загадок.
Развитие фонематического
восприятия через
музыкальные игры.
Игры с сыпучими
материалами на
формирование кистепальцевого праксиса.
Развитие графомоторного
навыка через выполнения
штриховки.
Познакомить детей с двумя
знаками, показать сходство
и различие знаков.
Определить значимость

2

2

1

1

1/1
1/2
1/3
1/4

Май

Гласные звуки второго
ряда, гласные буквы
второго ряда.
[Е]-[Ё]
[Я]
[Ю]

1/5
1/6

Согласный Й

1/7

Квест-игра «Путешествие в
страну Грамотейки»
Итоговое заключительное
занятие по пройденному
материалу.

1/8

Май

данных знаков в речи
русского языка.
Знакомство со звуком и
буквой, с графическим
изображением.
Выполнения творческих
заданий.
Чтение слогов и составление
слов по разрезной азбуке.
Формирование
фонематических процессов.
Развитие графомоторных
навыков.
Динамические игры на
преодоление моторного
праксиса.
Знакомство со звуком и
буквой, с графическим
изображением.
Выполнения творческих
заданий.
Чтение слогов и составление
слов по разрезной азбуке.
Формирование
фонематических процессов.
Развитие графомоторных
навыков.
Динамические игры на
преодоление моторного
Закрепить пройденный
материал

МОНИТОРИНГ

4

2

1

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых
знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель –
педагог», повышает рефлексию педагога, повышает уровень знаний детей.
Формы работы с родителями:
1. ознакомление родителей с учебно–образовательной программой, содержанием и её
эффективностью;
2. консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об
успехах их детей;

3. проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением
родителей;
4. разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее задание»,
«Звукобуквенный анализ слова», «Как составить рассказ по картинке» и т.п.
5. анкетирование родителей с целью познания особенностей ребёнка и его
особенностей
Познакомить родителей с программой «Школа от А до Я» можно

через сайт

образовательного учреждения №17, на котором отражено, чем ребенок занимается в
группе. Родителям также предлагается материал для занятий дома, а дважды в год
проводятся для них открытые занятия, чтобы они могли увидеть своего ребенка в
коллективе сверстников.

ІII. Организационный раздел.
3.1.Описание материально-технического обеспечения программы.
Для успешной реализации программы педагогу необходимо:
Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом воздуха,
светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья
должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с
эстетическими нормами.
Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей индивидуальных
шкафах.
Подсобное помещение: шкаф для хранения материалов для организации математической
деятельности.
Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование.
Демонстрационный материал:
магнитно-маркерная доска; наборное полотно; набор букв, слогов, слов; картины
художников; говорящая азбука. Скороговорки, потешки, загадки, игры. Раздаточный
материал: вееры с буквами; Рабочие тетради; Планшеты для выкладывания букв.
Раздаточный материал: «Грамматика в картинках» Говори правильно. Для занятий с
детьми 3-7 лет. «Грамматика в картинках» Один –много. Для занятий с детьми 3-7 лет.

3.2. Формы контроля

Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является
проведение подгруппового или индивидуального занятия с присутствием родителей.
Своеобразным показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы
родителей о повышении интереса к обучению чтению.
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению
невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников. Овладение
навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и
закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и
систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей
дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение
навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний. На
протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители
являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с
требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения
домашних заданий и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с
педагогом.

3.3. Критерии отслеживания усвоения программы
В начале и в конце учебного года, проводится диагностика уровня практического
осознания элементов языка и речи, на основании которой строится работа педагога. Она
составлена в соответствии с системой работы по обучению чтению и основывается на
диагностике Д.Б. Эльконина
5-6 лет Обучающие умеют:

сные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие
согласные звуки;
– красный квадрат, твердые
согласные- синий квадрат, мягкие согласные- зелёный квадрат);
проводить звуковой анализ слов;

-трёх слов, анализировать его.
6-7 лет
Обучающие умеют:
достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить
слова с определенным звуком, определять место звука в слове;

очитанного;

IV. Литература
1.Бугрименко Е.А., ЦукерманГ.А. «Чтение без принуждения». М: Просвещение,1987.
2. Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме». Методическое пособие. –
СПб.: 2ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 112 с.
3. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у
дошкольников». М: Просвещение,1995.
4. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи». М: Просвещение,1991.
5. Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». Учебно-методическое
пособие,1997.
6. Колесникова Е.В. «Программа по обучению чтению детей дошкольного возраста».
М.Просвещение,2005.
7. Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии». М,1973.
8. Лурия А.Р. «Очерки психофизиологии письма». М,1959.
9. Поваляева М.А. «Поиск путей коррекции и профилактики нарушений чтения и письма
у детей». Ростов,1999.
10. Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». М,2006.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».