Художественно-эстетическое развитие

08.04.2019

Развитие творческих способностей у ребенка.pdf (скачать) (посмотреть)
Роль семьи в художественно-эстетическом воспитании дошкольников 3-4 лет.pdf (скачать) (посмотреть)
Аппликация пластилиновыми жгутиками.rar (скачать)
Аппликации из детских ладошек.rar (скачать)
Аппликация ватой.rar (скачать)
Поделки из палочек от мороженого.rar (скачать)
Поделки из крышек.rar (скачать)
Поделки из бумажных стаканчиков.rar (скачать)
Цветы из ватных дисков.rar (скачать)
Поделки из шишек.rar (скачать)

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях

14.10.2020

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста — это процесс целенаправленного воздействия на ребенка с целью развить у него способность видеть красоту окружающего мира, а также развитие способностей к творчеству, искусству и созиданию. Такое воспитание, как правило, начинается с первых лет жизни ребенка. Эстетическое воспитание — это довольно широкое понятие [3].

В него входят: развитие эстетического отношения к окружающему миру, природе, быту, искусству, труду, общественной жизни. Предметом данного вида воспитания является развитие в детях с помощью средств искусства художественного восприятия внешнего мира. Это составная часть общего коммуникативного воспитания детей. Особенно тесно оно связано с морально — нравственным воспитанием. Знакомство ребенка с красотой окружающего мира не только развивает его ум и чувства, но к тому же способствует развитию фантазии и воображения. Актуальность проблемы данного вопроса обусловлена тем, что происходит сближение содержания обучения и воспитания в школах с требованиями жизни. В современных дошкольных образовательных учреждениях возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Полученные знания, умения и навыки дети демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для достижения формирования высокого интеллекта духовности через мастерство. В эстетическом воспитании дошкольников важно все: цвет, звук, форма, запах такое развитие требует довольно большой сенсорной культуры. Ребенок воспринимает прекрасное в совокупности запахов, линий, красок, однако восприятие только тогда становится эстетическим, когда оно приобретает эмоциональную окраску, когда к нему проявляется какое-то отношение со стороны ребенка. Эстетическое восприятие — это совокупность чувств и эмоций, проявление радости, недовольства, печали, счастья, удовольствия. При этом воспитатель дошкольного учреждения должен только направлять ребенка в его эмоциях, оставляя ребёнку свободу выбора в творчестве. Проблемами эстетического воспитания детей дошкольного возраста занимались такие ученые как В. И Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А Ноткина программа «Детство» разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена с позиции гуманистической педагогики [2]. Представлено содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста, разработанное на основе достижений классической и современной дошкольной педагогики. Данная программа адресована воспитателям дошкольных учреждений разных типов, студентам и преподавателям педагогических вузов, колледжей, училищ. В основу этой программы легли теоретические взгляды петербургской (ленинградской) научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, требования к содержанию образовательной программы для детского сада и пути ее реализации в педагогическом процессе. Актуальность этой программы заключается в — широком взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом — реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования, в свою очередь дошкольное воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Т. е. задача программы — пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Логинова В. И считала целью программы «Детство»: обогащение развития детей дошкольного возраста, обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Девиз программы: «ЧУВСТВОВАТЬ — ПОНИМАТЬ — ТВОРИТЬ». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. Содержание программы — обеспечение воспитания ребенку с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родному дому, краю, городу, поселку, Родине, уважение к людям разных наций, государственной символике (гимну, флагу, гербу РФ). Программа «Детство» составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: — ранний возраст — от рождения до 2х лет (первая и вторая группы раннего возраста); — младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы); — средний возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа); — старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы) [2]. В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни. По мнению авторов этой программы, дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья [1]. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Это программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды. Для авторов программы идеальный детский сад — это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении.

При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в Повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Таким образом, эстетическое развитие находится на важном месте в процессе воспитания, на нем воспитываются эстетические качества человека, и личности в целом — духовные потребности, нравственные идеалы, миропонимание. Эти стороны человека формируются под влиянием разных причин. Природа, труд, окружающая среда: семья, отношения между людьми, — все имеет воспитательное значение, все это может быть прекрасным. Искусство — тоже средство эстетического воспитания как ведущий выразитель «прекрасного». Влияние прекрасного на личность может происходить спонтанно и целенаправленно. Важную роль при этом играет детский сад. Анализируя программу, мы сделали вывод, что основное средство эстетического воспитания — это искусство, имеющееся в учебных планах детского сада в виде изобразительного искусства и музыки. Литературное, художественное или музыкальное произведение обладает большой силой эмоционального влияния, что представляет собой средство становления эстетических качеств ребенка, приемом проникновения в сознание дошкольника.

Библиографический списокХочу такой сайт

1. Творчество: Программа художественно-эстетического воспитания и развития детей в детском саду / А. И. Смоляр, П. П. Барынкин, В. П. Юрикова, Т. С. Слесарева и др. Самара: Издательство СамГПУ, 1998. 92 с.

2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. . 3-e изд, перераб. 244 c. СПб.: Детство-Пресс, 2004.

3. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 1998. 464 с.

4. Голубь И. Б., Сережникова Р. К. Становление эстетической активности детей в дошкольном образовании. Основы психологии и педагогики развития дошкольников в системе непрерывного образования: коллективная научная монография / под ред. М. В. Бывшевой, А. Ю. Нагорновой. Ульяновск: SIMJET

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».