ПОЛОЖЕНИЕ О САМООБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГА

1.1.

1.2.
1.3.
1.4.
1.5.

1. Общие положения
Настоящее положение разработано на основании Федерального Закона № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., Профессионального стандарта
педагога, Приказа от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования», Устава МАДОУ детский сад № 17.
Настоящее Положение регулирует деятельность педагогов над темами самообразования,
которая является одной из основных форм методической работы.
Работа педагогов над темами самообразования является обязательной частью
профессиональной деятельности в МАДОУ детский сад № 17
Настоящее Положение утверждается приказом заведующего и выставляется на сайт
МАДОУ детский сад № 17.
Настоящее Положение доводится до сведения педагогических работников (воспитатели,
музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог,
учитель-логопед, педагог дополнительного образования) дошкольной образовательной
организации под роспись.

2. Цель и задачи
2.1. Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение
педагогами своего профессионального уровня.
2.2. Задачи:
- совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников
образовательного процесса;
- овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
- изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений
педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических
технологий;
- развитие в дошкольной образовательной организации инновационных процессов;
- накопление опыта проведения научно- методической и опытно экспериментальной работы
- реализация технологий ФГОС ДО
-анализ возрастных особенностей группы;
- организация учебно-воспитательного процесса с учётом развития технологий и актуальных
требований общества
3. Содержание самообразовательной деятельности
Приоритетными направлениями в самообразовании педагогов становятся научнометодическая, исследовательская, опытно-экспериментальная работы по следующим
содержательным линиям:
- формирование нового содержания дошкольного образования;
- внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий;
- разработка нового механизма управления качеством образовательной системы.
3.2. Содержание самообразовательной деятельности педагога определяется:
- целями и задачами, стоящими перед дошкольным образовательным учреждением в области
совершенствования воспитательно-образовательного процесса, развития инноваций;
- личными потребностями и интересами педагогических работников в области профессионального
роста;
- задачами развития региональной системы образования.
3.3. Основными формами самообразования являются: изучение нормативно-правовых
документов, научно-методической и специальной литературы; посещение открытой
организованной образовательной деятельности коллег; ведение самостоятельных
разработок; обучение на курсах повышения квалификации; подготовка и выступление на
РМО.
3.4. Педагогу при проведении работы по самообразованию представляется самостоятельность в
выборе содержания, форм деятельности, сроков исполнения и отчетности.
3.1.

4. Порядок оформления и проведения самообразовательной деятельности
4.1. Тема самообразования определяется, исходя из:
- основных направлений работы дошкольной образовательной организации;
- проблем и противоречий, возникающих в процессе работы педагогических работников;
- специфики их индивидуальных интересов.
4.2. Срок работы над темой определяется каждым педагогом индивидуально и может составлять
от двух до пяти лет, но не менее одного года.
4.3. Каждый педагог должен иметь индивидуальный план работы над темой, утвержденный
заведующим на установочном педагогическом совете (август).
4.4. В процессе работы над темой самообразования и по ее завершении педагог представляет
наработанный материал на итоговом педагогическом совете (май)
4.5. Заявленные темы подаются заместителю заведующего по ВМР, заведующему,
рассматриваются на педагогическом совете (совещаниях при заведующем), методических
советах, утверждаются заведующим МАДОУ детский сад № 17.
4.6. Заместитель заведующего по ВМР ведет учет тем самообразования, курирует деятельность
педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь.
4.7. Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
- доклада (аналитического отчета) на заседании педагогического совета;
- статьи на сайте дошкольного образовательного учреждения;
- дидактического материала;
- методического пособия;
- научно-методической разработки;
- теоретического, методического и практического семинаров;
- практикума;
- тренинга;
- мастер-класса;
- открытой организованной образовательной деятельности.
4.8. Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для
использования другими педагогами.
4.9. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к его
распространению на различных уровнях.

Приложение 1 к положению о работе педагогов
над темами самообразования
в МАДОУ детский сад № 17
Структура индивидуального маршрута профессионального развития педагога
Титульный лист (1лист)
Название ДОУ
ИОМП (индивидуальный образовательный маршрут педагога)
Ф.И.О. педагога:
Город, год создания
Информационная справка об авторе ИОМ (2 лист)
Ф.И.О.
Занимаемая должность:
Образование:
Дата прохождения аттестации:
Квалификационная категория:
Дата прохождения курсов повышения квалификации:
Педагогический стаж:
Кредо:
Пояснительная записка (анализ ситуации, выделение проблемы)

Индивидуальная тема по самообразованию


Цель



Задачи:



Форма самообразования



Предполагаемый результат (для педагога, для воспитанников)



Сроки работы над проблемой



Форма отчета о проделанной работе

При выборе темы необходимо учитывать ее актуальность и важность, выделить ее научнотеоретическое и практическое значение, степень освещенности данного вопроса в литературе.
Сроки реализации маршрута могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от
выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном учреждении и локальных задач
(например, подготовки к аттестации или реализации конкретных образовательных линий).
Формы самообразования педагога
 Индивидуальная форма, инициатором которой является сам педагог.
 Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров,
практикумов, курсов повышения квалификации.

Матрица ИОМ

Направления работы

Действия и мероприятия,
проведенные в процессе работы
над темой

Форма
представления
Сроки
результата своей
работы

Где, когда, кем
заслушивается

Результаты проделанной
работы. Отметка о
выполнении

Профессиональное
Психолого-педагогическое
Методическое
Информационнокомпьютерные технологии
Здоровьесбережение
В индивидуальном образовательном маршруте отражаются следующие направления деятельности:

профессиональное


психолого-педагогическое (ориентированное на детей и их родителей)



методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы)



информационно-компьютерные технологии



здоровьесбережение

Что может включать каждое направление?
Профессиональное
1. Изучение новых образовательных стандартов, их особенностей.
2.Изучение образовательной программы ДОУ, уяснение их особенностей и требований.
3. Разработка комплексно-тематического планирования по темам в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы ДОУ.
4. Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
5. Плановое повышение квалификации на курсах для воспитателей.
6.Плановая аттестация на подтверждение (повышение) квалификационной категории.
7. Профессиональные публикации, брошюры.
8. Участие в конкурсах профессионального мастерства

Психолого-педагогическое
1.Изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы.
2. Повышение педагогической квалификации, переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения
Методическое
1.Совершенствование знаний содержания системно-деятельностного подхода.
2. Знакомство с новыми формами, методами и приёмами воспитания и обучения.
3. Повышение своего уровня педагогического мастерства на МО.
4. Изучение опыта работы лучших педагогов ДОУ, города, региона через Интернет
5. Знакомство с содержанием работы с детьми с ОВЗ и одарёнными детьми.
6.Посещение ООД коллег и участие в обмене опытом.
7. Проведение самоанализа профессиональной деятельности
8. Внедрение в педагогический процесс новых форм индивидуализации.
9. Посещение семинаров. Выступление перед коллегами на МО, педсоветах, конференциях.
10. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
Информационно-компьютерные технологии
1. Изучение информационно компьютерных технологий и внедрение их в учебный процесс.
2. Совершенствование навыков работы на компьютере.
3. Создание персонального сайта и ежемесячное его пополнение.
4. Освоение новых компьютерных программ и ТСО (мультимедийный проектор).
5. Составление мультимедийных презентаций.
6. Разработка комплектов сценариев образовательных ситуаций с применением информационных и др.технологий и формирование копилки
методических материалов.
7. Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
8. Разработка комплекта тематических занятий, циклов бесед, родительских собраний, в электронном варианте и использование их в процессе
воспитательной работы с детьми и родителями.
9. Участие в конкурсах в Интернете.
10. Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
Здоровьесбережение
Внедрение здоровьесберегающих технологий.

Приложение 2 к положению о работе педагогов
над темами самообразования
в МАДОУ детский сад № 17
Примерный план работы педагога над темой самообразования
1 этап. Подготовительный (выявление)
№

Содержание работы

1

Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее
актуальности, необходимости рассмотрения.
Постановка целей, задач работы.
Выдвижение гипотезы.

2
3

Сроки
реализации
1-й квартал
учебного года

2 этап. Аналитический (изучение)
№
1
2

Содержание работы
Составление плана работы по самообразованию.
Проведение обследования детей по интересующей
(диагностика).

проблеме

Сроки
реализации
2-й квартал
учебного года

3 этап. Организационный (обобщение)
№

Содержание работы

1

Теоретическая часть:
 Изучение нормативно – правовой, методической, педагогической,
психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п.
 Ознакомление с требованиями оформления теоретической части
работы.
Практическая часть:
 Составление конспектов и конструктов ООД, деятельности и т.д.,
их апробация.
 Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования
для проведения деятельности.
 Проведение открытых мероприятий.
 Выступление на педагогическом совете.
 Участие в работе творческих групп.

2

Сроки
реализации
3-й, 4-й кварталы
учебного года,
2 год.

4 этап. Завершающий (внедрение)
№

Содержание работы

1
2

Оформление результатов обследования детей по проблеме.
Оформление опыта работы:
 Систематизация теоретической части.
 Систематизация практического материала.
 Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы
по самообразованию, конспектов, конструктов, результатов
продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.)

Сроки
реализации
3-й год
(4-й, 5-й годы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».